Социальный сервис, позволяющий отписаться от рекламных СМС рассылок

Юридическая информация

Этот раздел поможет вам разобраться в Законах, регламентирующих процесс СМС рассылок в России, и будет полезен:

  • гражданам, получающим СМС рассылки
  • операторам СМС рассылок, предоставляющим обеспечение для отправки СМС
  • бизнесу, который использует СМС расcылки для продвижения своих товаров и услуг.


Самое главное, что вам необходимо знать

  • СМС рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”, согласие должно быть не устным).
  • Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить СМС рассылку по первому же требованию (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
  • В противном случае компания, рассылающая СМС может получить штраф до 500 000 рублей (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ).


Кратко о сути законов:

  • СМС рассылки, имеющие цель продвижения товара/услуги, являются рекламой (п.1, ст.3. №38-ФЗ “О рекламе”)
  • СМС рассылка не должна обманывать, а быть добросовестной и достоверной (ст. 5 ФЗ “О рекламе”)
  • СМС рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента получать рекламу (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
  • Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить СМС рассылку по первому требованию (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
  • Регулирование СМС рассылок осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба России и может выносить предписания о прекращении и предъявлять в суд иски к тем, кто рассылал СМС незаконно (ст. 33 №38-ФЗ “О рекламе”)
  • Штраф за СМС рассылку может достигать 500 000 рублей (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ)
  • Если у компании в базе на СМС рассылку есть ваши персональные данные (ФИО, возраст, доход, информация об образовании) - компания должна иметь ваше согласие на их обработку, хранение и использование. Также вы вправе требовать их удаления из базы (ст. 15 №152-ФЗ “О персональных данных”)


Ответы юриста на часто задаваемые вопросы

— Какие законы регулируют СМС рассылки?


— Если у компании нет заполненной клиентом анкеты - значит она не получила согласия на рассылку, и она не может законно отправлять СМС этому клиенту?

— Да, абсолютно верно. Для любой рассылки рекламных СМС необходимо получить предварительно согласие человека. Причем оптимальный вариант, если это будет бумажная анкета, чтобы можно было доказать наличие согласия.

Внимание!! Заполнение форм на сайте и согласие с правилами веб-ресурса при регистрации не всегда может являться документальным подтверждением того, что согласие на СМС рассылку получено. Свежий пример – дело, возбужденное в январе 2013 в отношении сети школ English First Более того, если клиент заполнял анкету, ее необходимо хранить до момента, когда человек не будет исключен из рассылки, чтобы при необходимости документально подтвердить факт подписки человека.

— Какие поля должны быть в анкете, чтобы компания имела законное право делать рассылку СМС? Почему некоторые виды анкет не дают права делать рассылку?

— Чтобы получить законное право на рассылку СМС недостаточно иметь просто анкету. В ней должен быть набор обязательных полей, подтверждающих явное согласие абонента получать СМС рассылки. Отсутствие таких полей означает что компания не получила согласия человека. Поэтому при судебном разбирательстве, анкеты, в которых не содержится явного согласия на получение рассылок, не будут считаться доказательством в пользу компании и такая компания может получить штраф за незаконную рассылку. Поэтому, если организация получила в анкете номер, но не спросила согласия на рассылку - она не может быть основанием для отправки сообщений.

— Что делать, если абонент подписывался на СМС рассылку, но хочет ее прекратить?

— Если гражданин давал свое согласие на получение СМС рассылок, ему необходимо связаться с компанией-распространителем и сообщить о желании отписаться. Обратите внимание, что рассылка должна быть прекращена по первому требованию абонента (причем вне зависимости от того, соглашался он на рассылку или нет). В соответствии с законом распространитель рекламы должен отписать Вас по первому же требованию.

Не важно по какому каналу происходит отписка, но у компаний она должна быть: по телефону, электронной почте, форме обратной связи на сайте и т.д. Чтобы ускорить процесс отписки, абонент в запросе на отключение на СМС рассылку должен указать данные последнего полученного СМС: его дату, текст и имя отправителя, чтобы ускорить процесс отписки. Можно также ссылаться на П.1 ст. 18 ФЗ “О рекламе”. После этого Вам должны сообщить что Ваш номер исключен из базы или перемещен в черный список. В случае повторного получения СМС от данной компании, абонент вправе подавать Жалобу в ФАС, так как его законное право на отписку не было реализовано. При этом не важно, вследствие каких проблем компания не смогла отписать гражданина.

— Абонент отписался от СМС рассылки, но все равно, получает сообщения от данной компании.

— В данном случае абонент имеет право подавать в ФАС, так как его законное требование на немедленную отписку не было реализовано. Второй вариант - еще раз позвонить в компанию, и еще раз попросить отписать. При этом нужно сообщить, что компания уже сообщала об отписке, но всего обещания не выполнила. Разговор можно записывать, чтобы в случае разбирательства предоставить в ФАС. В процессе общения можно сообщить, что в случае повторного получения СМС будет подано заявление в ФАС. Вы также можете получить заявление в ФАС, заполнив заявку на нашем сайте.

— Если абонент нигде не подписывался на СМС рассылки - он имеет право сразу подать в ФАС без предварительного требования отписки.

— В случае, если гражданин не подписывался на СМС рассылку, он может сразу подать жалобу в ФАС на распространителя рассылок без предварительного требования отписать его. Чтобы иметь доказательства получения сообщений, абоненту нужно сохранить текст пришедшего СМС сообщения и прикрепить его фотографию к жалобе.

Если СМС не сохранилось, можно также взять распечатку входящих СМС от оператора связи и приложить его копию к заявлению в ФАС. Далее, в ходе разбирательства, когда компания не сможет предоставить доказательства согласия абонента (человек действительно не подписывался), она может получить штраф до 500 000 рублей.



Как не попасть в базу рекламных рассылок. Советы гражданам.

  • Никогда не оставляйте свои номера в веб-формах в Интернете на непроверенных сайтах. Эти данные могут использоваться для рассылки не одной компанией и не раз. Часто происходит так, что происходит обмен нелегальными базами, поэтому Вы сможете попасть не в одну рассылку.
  • Перед тем, как заполнять внимательно ознакомьтесь с анкетой и наличием согласия на рассылку
  • Старайтесь не использовать терминалы оплаты для пополнения баланса телефона. В оферте на услуги пополнения Вы автоматически соглашаетесь получать рекламные СМС и Ваш номер попадает в базу на рассылки
  • Внимательно читайте договоры, в которых могут содержаться пункты на согласие получать рекламные СМС. Если в договоре пункты про СМС рассылку есть, но Вы не хотите получать рассылку, сообщите об этом, чтобы Вас сразу внесли в черный список.


Если Вам прислали мошенническую СМС рассылку.

К мошенническим СМС рассылкам относятся:

  • псевдорозыгрыши - их цель заставить Вас пополнить баланс их электронного счета, как будто это налог за выигрыш ("По результатам акции терминалов Ультраплат Вы стали обладателем Porsche Cayenne. Чтобы забрать приз позвоните ... сайт ...")
  • СМС от "родственников", цель - заставить пополнить баланс сим-карты мошенников (Мама, положи денег на номер ..., не пиши и не звони, потом объясню)
  • Обман об операциях на банковской карте (Ваша карта заблокирована, для снятия блокировки позвоните по номеру ...)

На все эти СМС сообщения нельзя реагировать ни в коем случае, не отвечайте на них, не выполняйте действия, которых ждут от Вас мошенники. Можете подать заявление в МВД с приложением фотографии СМС, а также детали сообщения: дата и время получения.



Резюме. Краткие советы:

Гражданам:

  • не оставляйте номера в анкетах и на сайтах непроверенных организаций
  • внимательно читайте анкеты, которые заполняете и подписываете
  • если Вы подписывались, но хотите отписаться - позвоните в компанию или оставьте нам заявку
  • если Вы не подписывались на рассылки, можете сразу подавать жалобу в ФАС
  • если Вы отписывались, но продолжаете получать СМС, подавайте жалобу в ФАС
  • не оставляйте свои телефоны на не проверенных сайтах и в магазинах
  • не пользуйтесь терминалами оплаты, чтобы не попасть в их списки рассылок


Компаниям:

  • действуйте только в рамках закона, чтобы не получить непредвиденных трудностей
  • собирайте базы только легальными способами
  • не рассылайте СМС по чужим базам или автоматически сгенерированным базам
  • составляйте правильные анкеты, которые содержат явное согласие абонентов
  • храните анкеты и подтверждающие согласие клиентов документы, которые могут быть доказательствами согласия
  • отписывайте своих клиентов по первому требованию
  • предоставьте клиентам понятный и простой способ отписки от СМС рассылок


Если у Вас возникли вопросы или комментарии, касающиеся юридических аспектов СМС рассылок, можете задать их нашему юристу по почте.